В ней подробно изложено, как будут истрачены $1,9 млрд, выделенные на снижение смертности на дорогах. Львиная доля этих средств будет направлена на воспитание водительского самосознания, то есть фактически в воздух. «Программа повышения безопасности» появилась как детальная проработка одноименной Концепции, которая в конце прошлого года с подачи президента возведена в ранг национальной программы. В Программе детально прописано, кто и как будет заниматься снижением смертности и во сколько обойдется каждое мероприятие.

 

Главными исполнителями программы назначены МВД и МЧС, помогать им будут Росздрав, Росавтодор, Рособразование. Для начала в программе запланировано много полезной научной работы и творческих изысканий. Например, специалистам Росавтодора поручат провести исследование – стоит ли оборудовать туристические автобусы и грузовики ремнями безопасности (это обойдется в 2 млн руб.) и ограничителями скорости (тоже 2 млн руб.). Им также придется выяснить, как быть с проблемой перевозки детей и животных в автомобильных креслах (еще за 2 млн руб.). На научные исследования «закономерностей изменения параметров безопасности транспортных средств в реальных условиях эксплуатации в течение их жизненного цикла» уйдет 41 млн. руб. ($1,5 млн). Федеральное дорожное агентство получит 7 млн руб., на которые к 2007 году должно разобраться – насколько безопасны праворульные машины. Мировой опыт, похоже, совершенно не годится для законов физики, действующих на российских дорогах, а обвинительного приговора водителю праворульной «Тойоты» по ДТП губернатора Евдокимова не достаточно, чтобы объявить «праворульность» страшным пороком. Кое-что от почти $2 млрд, которые в течение ближайших 6 лет будут выделены из федерального и региональных бюджетов, должно быть пущено на строительство дорог и пешеходных переходов($210 млн) и на развитие системы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП ($146 млн). Но гораздо больше – $364 млн – пойдет на «повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения». Вырабатывать «правовое сознание» теперь собираются с младенчества.

 

Рособразованию поручено разработать программы обучения детей правилам безопасности на дорогах. Для чего безопасности сначала будут обучать школьных учителей и детсадовских воспитателей. Слово «пропаганда» видимо вызвало у разработчиков ностальгические воспоминания и они включили в программу создание детских автогородков, юношеских автошколы и даже детской ГАИ. Причем «юные инспекторы» должны будут проводить ежегодные слеты. Планируется серьезно пересмотреть систему подготовки и «переподготовки» водителей. Разработчики явно готовятся к возобновлению системы, при которой, лишившись прав, водитель был вынужден пересдавать экзамен в ГАИ.

 

Сама программа обучения водителей тоже будет перестроена, так же как и программа «повышения квалификации водителей-профессионалов». Заодно, кстати, планируется реконструировать и центр подготовки и переподготовки гаишников. МВД России поручена самая «вкусная» часть пропаганды – создание тематических телепередач, пропагандирующих культурное поведение на дорогах. На это выделяется 200 млн. руб. ($7 млн), так что не отходите от голубых экранов – будет интересно. Закреплять материал, пройденный на лекциях и дополнительных семинарах, будут не только по телевизору, но и при выезде на дорогу. На оформление растяжек, рекламных плакатов и бортов общественного транспорта призывными лозунгами за соблюдение правил МВД получит еще 500 млн. руб. ($17,9 млн). А чтобы еще лучше усвояилось – с помощью автоматизированной системы контроля за правонарушениями. 2006 год уйдет на подготовку, а к 2012 году по всей стране будут развешены 9600 камер, а по дорогам будут ездить еще 7200 патрульных машин оборудованных радарами с фотокамерами. Это обойдется бюджету в 8,4 млрд руб. ($300 млн). Для сравнения во Франции, где внедрена подобная глобальная система видеоконтроля на начало года было установлено 640 камер с радарами.

 

Исполнение программы рассчитано до 2012 года. Для ее воплощения в жизнь и контроля за финансовыми потоками создается специальная дирекция по контролю за реализацией программы. В нее войдут «70 единиц сотрудников», деятельность которых, кстати, обойдется государству в $1 млн за 6 лет. Если разработчики из МВД рассчитали правильно, и оставшихся после чиновничьего распределения денег хватит на реализацию запланированных мероприятий, смертность на дорогах должна снизиться в полтора раза – до 23 тыс. человек в год вместо нынешних 35 тыс. Вероятно, так оно и будет. А через 6 лет никто не станет разбираться, сколько жизней спасла пропаганда, а сколько подушки безопасности, пристегнутые ремни и технически совершенные автомобили. Газета.Ру