В скором будущем Европа перейдет на водительские права единого образца. В понедельник соответствующую директиву Евросоюза одобрили министры транспорта 25 стран-членов ЕС на встрече в Брюсселе. Таким образом, несколько лет трудных переговоров по этому вопросу увенчались успехом – начиная с 2013 г европейцы начнут передвигаться на своих автомобилях на основании единого документа, подтверждающего водительскую квалификацию. Начиная с 2010 г в национальные законодательства будут вводиться соответствующие изменения, а к 2033 г, по планам Еврокомиссии, в странах ЕС не должно остаться водительских удостоверений старого образца. По разным данным, на территории стран-членов ЕС в настоящее время циркулируют права 100-150 разновидностей. Все они в разное время были выданы в странах союза и третьих странах, водительские права которых признаются в ЕС. Они отличаются друг от друга оформлением, длительностью срока действия. В некоторых европейских странах водительские права не обновлялись по 20 лет. Рекордсменом по этому показателю является Германия, где пожилые водители могли ездить с документами, выданными сразу после войны. Разумеется, по мнению европейских законодателей такая неразбериха не гарантировала защиты от подделок и отнюдь не являлась гарантией водительского мастерства предъявителя. Такой документ фактически можно за соответствующую мзду получить где угодно, чем и пользовались нерадивые водители-европейцы, не желающие сдавать экзамены на право вождения. Еще один фактор, вынуждающий европейцев сдавать на права "где придется" – денежный. Например, в Чехии обучение и сдача соответствующих экзаменов стоит 800 евро, тогда как в Германии – до 2000. Поэтому неудивительно, что поток желающих стать водителями с помощью чешских автошкол был огромным. Сюда же за новыми правами приезжали злостные нарушители ПДД, которые на родине уже не могли рассчитывать на снисхождение дорожной полиции. Все это происходило до тех пор, пока чешское Министерство транспорта не выпустило указ, согласно которому посещать курсы вождения и сдавать экзамены в стране по-прежнему могут все желающие, а вот выдаваться водительские удостоверения могут лишь иностранцам, проживающим в Чехии не менее 185 дней в году. Но европейцы тоже умеют обходить закон, когда им надо. Теперь посреднические фирмы включают в перечень предлагаемых европейским водителям услуг не только курс в чешской автошколе и сдачу экзамена, но и оформление вида на жительство в Чехии. Конечно, услуга подорожала, но не настолько, чтобы отбить у немцев охоту получать водительские права на чужой территории. Тем временем статистика свидетельствует, что в результате автоаварий на дорогах Европы ежегодно гибнут до 40 тыс человек. Поэтому в ЕС начали задумываться над тем, чтобы навести порядок в обеспечении граждан водительскими правами, упростить учет их обладателей и сделать невозможным использование фальшивок. Переговоры, как уже было сказано, затянулись на несколько лет. Именно Германия, кстати, одной из последних стран в Европе согласилась одобрить предложенный Еврокомиссией график перехода на единые водительские удостоверения. И лишь продление срока обмена ныне действующих прав на новые до 15 лет способствовало согласию Берлина и Вены поддержать нововведение. Теперь для вступления директивы в силу требуется ее утверждение Европарламентом. Наблюдатели считают этот вопрос практически решенным, поскольку парламентарии одобрили документ об унификации водительских прав в первом чтении еще в феврале 2005 г. Судя по опросам евродепутатов, позитивное решение по этому проекту будет принято на ближайшей сессии. Теперь общеевропейские водительские права будут представлять собой пластиковую карту со встроенным микрочипом, куда занесут данные о водителе. Новые удостоверения надлежит обменивать каждые 10 лет, однако пересдавать при этом экзамен по правилам дорожного движения и вождению не придется. Единые для ЕС права вводятся также для водителей автобусов и грузовых автомобилей, но действительны они будут лишь в течение 5 лет. При этом условия экзамена на получение водительских прав во всех странах союза останутся прежними и пока не будут унифицированы. Все это приблизит к исполнению давнишнюю мечту еврочиновников – беспрепятственно взимать с нарушителей ПДД денежные штрафы, вне зависимости от места их проживания. Учитывая, что штрафы в Европы в разы больше наших, и за некоторые нарушения могут доходить до 300 евро и выше, понятно, что водители искали любую возможность уклониться от уплаты. Отсутствие единой базы учета выданных водительских удостоверений и невозможность проверить, заплачен ли штраф по месту жительства, если нарушение было совершено в другой стране, было им на руку. Теперь все должно измениться. Еще одно нововведение для Европы – дополнения в ПДД, ведь дорожное законодательство совершенствуется не только в России. Теперь при движении со скоростью более 100 км/ч необходимо соблюдать дистанцию не менее 15 метров перед впереди идущим авто, также запрещено вытеснять какими-либо способами другие авто со своей полосы. Штрафы за данные правонарушения составят, соответственно, 150 евро и 250 евро с лишением водительского удостоверения на 3 месяца. Некоторые страны добавят к этому свои ограничения. Так, в Германии планируется ввести "налог" на километраж. Ежедневно каждому немецкому водителю будет позволено бесплатно проезжать 21 км, за превышение этой квоты придется платить по 0,3 евро за каждый километр. Впервые водится штраф за езду на несезонных покрышках. Тот, кто зимой при морозе или снеге будет уличен в езде на летней резине, будет платить 20 евро. Российские граждане, выезжающие в страны ЕС, также могут сесть за руль, предъявив права международного образца - пластиковую карточку с транскрипцией ФИО латинскими буквами. Однако уже в текущем году планируется начать выдачу прав, которые "по умолчанию" будут приниматься в Европе. Такие документы будут идентичны "новым европейским" и позволят формировать единую базу водительских удостоверений. Таким образом, обо всех прегрешениях того или иного российского водителя полицейский в Европе сможет узнать в считанные минуты. Правда пока неизвестно, в каком порядке Россия с ее огромными территориями и недостатком финансирования подобных проектов перейдет на новые права. Тем более что высокая степень защиты документа может позволить ему выполнять на территории нашей страны функцию паспорта. А такая защита стоит денег. Поэтому здесь возможна проблема, идентичная той, с которой столкнулись сейчас инициаторы ввода биометрических загранпаспортов. Один бланк такого паспорта стоит более 1 тыс руб, и далеко не в каждом российском регионе люди согласны платить такие суммы. Если же водителей повсеместно обяжут в срочном порядке обменять свои права на новые /за немалые деньги/, протестов не избежать. © 2005 ПРАЙМ-ТАСС